Памятка по первичному получению квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи

Настоящая памятка касается первичного получения квалифицированных сертификатов Удостоверяющего центра Федерального казначейства (далее – УЦ ФК) и составлена на основе «Инструкции подачи запроса на квалифицированный сертификат без использования электронной подписи», размещенной на сайте https://roskazna.gov.ru/gis/udostoveryayushhij-centr/onlayn-servis-podachi-dokumentov-dlya-polucheniya-sertifikatov-uts

Процесс первичного получения квалифицированного сертификата УЦ ФК состоит из следующих этапов:

1) подготовка документов о полномочиях получателя;

2) формирование и отправка запроса на получение квалифицированного сертификата (далее – запрос на сертификат);

3) предоставление оригиналов документов;

4) получение созданного в УЦ ФК квалифицированного сертификата.

1) Документы о полномочиях получателя:

а) документ о назначении – для руководителя организации (заявителя). Таким документом может быть копия приказа, распоряжения, постановления или другого документа о назначении, заверенная установленным в организации порядке;

б) доверенность – для всех остальных сотрудников организации.

2) Формирование запроса на сертификат состоит из следующих шагов:

1. Перейти на главную страницу открытой части Портала Заявителя, расположенной по адресу https://fzs.roskazna.ru :


Рисунок 1. Главная страница открытой части Портала Заявителя

2. Нажать на кнопку «Подать документы» в блоке «Получение сертификата» и войти через ГОСУСЛУГИ (ЕСИА):


Рисунок 2а. Блок «Получение сертификата». Кнопка «Подать документы»


Рисунок 2б. Блок «Получение сертификата». Кнопка «Войти через Госуслуги»

3. В отобразившейся форме «Формирование запроса на сертификат» заполните все необходимые сведения, указанные в пунктах 4-9.

4. В разделе «Выберите субъект Российской Федерации и ТОФК, в котором планируете подавать документы на получение сертификата» в поле «Субъект РФ» выберите из раскрывающегося списка регион, в котором будет осуществляться подача документов на получение сертификата:


Рисунок 3а. Формирование запроса на сертификат. Выбор «Субъекта РФ»

5. Выберите тип заявителя «Организация» и внесите данные ОГРН


Рисунок 3б. Формирование запроса на сертификат. Выбор «Субъекта РФ»

6. В поле «ТОФК» нажмите на пиктограмму « » и выберите ТОФК, в который будет подан запрос на получение сертификата:


Рисунок 4а. Формирование запроса на сертификат. Выбор «ТОФК»


Рисунок 4б. Формирование запроса на сертификат. Выбор «ТОФК»

7. В отобразившемся блоке «Формирование сведений для подачи запроса на сертификат» заполните все необходимые сведения, указанные в пунктах 0-25.

Выберите тип сертификата «Должностного лица», при этом:

- в сертификате «должностного лица» об организации будет указано только наименование, без ИНН и ОГРН; остальные данные – о сотруднике (ФИО, СНИЛС, ИНН);


Рисунок 7. Формирование сведений для подачи запроса на сертификат. Выбор типа сертификата

8. В разделе «Сведения документа, удостоверяющего личность», нажмите на кнопку «Внести сведения»:


Рисунок 8. Блок «Сведения документа, удостоверяющего личность». Кнопка «Внести сведения»

9. В отобразившейся форме «Внесение сведений о документе, удостоверяющем личность» выберите тип документа, удостоверяющего личность, и заполните обязательные поля формы (поля следует заполнять строго в соответствии с паспортными данными владельца) при авторизации через ГОСУСЛУГИ (ЕСИА) данные будут заполнены автоматически:


Рисунок 9. Форма «Внесение сведений о документе, удостоверяющем личность»

10. Нажмите на кнопку «Сохранить» для сохранения внесенных сведений и перехода к следующему шагу.

11. На вновь отобразившемся блоке «Формирование сведений для подачи запроса на сертификат» в разделе «Сведения для включения в запрос на сертификат» нажмите кнопку «Внести сведения»:


Рисунок 11. Блок «Сведения для включения в запрос на сертификат». Кнопка «Внести сведения»

12. В отобразившейся форме «Формирование запроса на сертификат» укажите полномочия, если не предполагается работать в информационных системах Федерального казначейства и Росреестра, достаточно одного полномочия, отмеченного по умолчанию («Аутентификация клиента»), и заполните обязательные поля (они отмечены *) Фамилия, Имя, Отчество (при наличии), СНИЛС, ИНН (для сертификата физического лица), e-mail, Регион, Населенный пункт, при этом значения Класс средств ЭП и Криптопровайдер (CSP) оставьте по умолчанию.  


Рисунок 11. Отображение формы «Формирование запроса на сертификат»

Дополнительные полномочия:

1) для получения сведений из ЕГРН на портале Росреестра необходимо раскрыть «+»


2) для работы в информационных системах Федерального казначейства, для работы с ГМУ выбираются полномочия согласно соответствующим инструкциям.

При создании запроса на сертификат физического лица указываются данные:


Рисунок 11а. Часть блока формы заполнение сведений для включения в

запрос на сертификат физического лица.

14. Подключите к компьютеру ключевой носитель (Рутокен, JaCarta и др.) для формирования ключей электронной подписи с помощью средства электронной подписи КриптоПро CSP.

15. Сохраните ссылку на запрос и его номер для обеспечения возможности последующего возврата к работе с карточкой запроса либо отправьте ссылку на указанный ранее адрес электронной почты.

Придумайте и запомните (сохраните в надёжном месте) пароль, который вы внесёте при формировании запроса на сертификат. Пароль запомните (сохраните в надёжном месте), поскольку восстановление пароля будет невозможно.

После внесения сведений нажмите на кнопку «Сохранить и сформировать запрос на сертификат». В ходе формирования запроса на сертификат вам будет предоставлен выбор ключевого носителя и ввод пароля.

16. В отобразившемся блоке «Формирование сведений для подачи запроса на сертификат» в разделе «Заявление на сертификат» нажмите на кнопку «Сформировать заявление»:


Рисунок 12. Формирование заявления в блоке «Заявление на сертификат»

17. На отобразившейся форме «Заявление на выдачу квалифицированного сертификата» заполните поля, предусмотренные формой:

- название документа, подтверждающего полномочия получателя сертификата (для руководителя организации – документ о назначении «приказ», «распоряжение» и т.д., для иных сотрудников организации – «доверенность»);

- дата документа;

- номер документа (в случае, если доверенность без номера, укажите «б/н»);

- должность получателя сертификата;

- выберите дату заявления,

и нажмите на кнопку «Сохранить и сформировать печатную форму»:

Рисунок 13. Отображение формы «Заявление на выдачу квалифицированного сертификата»

18. В отобразившейся печатной форме заявления на выдачу квалифицированного сертификата проверьте внесенные сведения и нажмите на кнопку «Печать».

Распечатайте заявление, используя двустороннюю печать, и закройте печатную форму.

Подпишите заявление в области, где написано «(подпись)» и отсканируйте его.

19. На вновь отобразившемся блоке «Формирование сведений для подачи запроса на сертификат» в разделе «Документы для получения сертификата» нажмите на кнопку «Обзор» и выберите отсканированное заявление на сертификат:


Рисунок 14. Загрузка сформированного заявления на сертификат

Затем загрузите файл со сканированным документом, подтверждающим полномочия получателя сертификата, и внесите дату указанного документа:


Документ обязателен и для лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени организации. В этом случае документом будет не доверенность, а заверенная копия приказа, распоряжения о назначении руководителя на должность и т.п.

Обращаем внимание на качество приложенных документов:

  • документ должен быть отсканирован полностью, включая края;
  • изображение должно быть цветным;
  • печати на сканированном документе должны быть четко видны, надписи на них читаемы; подписи разборчивы;
  • изображение не может быть повернутым на 90 или 180 градусов;
  • нельзя прикреплять вместо заявления документ о полномочиях, и наоборот.

20. Нажмите на кнопку «Подать запрос» в правом нижнем углу формы:


Рисунок 15. Подача запроса на странице «Формирование сведений для подачи запроса на сертификат»

В отобразившейся форме «Передать сведения запроса в УЦ ФК?» ознакомьтесь с информацией и нажмите на кнопку «Да»:


Рисунок 16. Отображение формы «Передать сведения запроса в УЦ ФК?»

Запрос будет сформирован и отправлен на проверку сервисами СМЭВ, отобразится памятка по предоставлению комплекта документов и сведений в УЦ ФК, которую можно распечатать, нажав на кнопку «Печать»:


Рисунок 17. Памятка по предоставлению комплекта документов и сведений в УЦ ФК

21. После направления запроса в СМЭВ срок подготовки ответа может составлять до 5 рабочих дней.

В случае нахождения расхождений сведений запроса и сведений, полученных из СМЭВ, запрос отклоняется. По результатам проверки запроса в СМЭВ получатель сертификата получает уведомление, на электронную почту, указанную в запросе, основную причину его отклонения и ссылку, при переходе по которой возможно просмотреть детали причин отклонения запроса, а также ссылку для создания копии запроса с целью исправления недочетов:


Рисунок 18. Уведомление об отклонении запроса

При переходе по ссылке для просмотра причин отклонения запроса на сертификат необходимо ввести номер запроса, содержащийся в сообщении, ОГРН , ИНН и код с изображения:


Рисунок 19. Ввод данных для просмотра причин отклонения

После ввода требуемых данных в нижней части окна появляется текст, содержащий сведения о статусе запроса и ссылку на извещение об отказе, содержащее детальные результаты проверки запроса посредством сервисов СМЭВ:


Рисунок 20. Ссылка для просмотра извещения об отклонения запроса


Рисунок 21. Извещение об отказе в приеме документов

22. После успешных проверок сведений запроса на создание сертификата с помощью сервисов СМЭВ, запрос автоматически передается в информационную систему для рассмотрения Оператором УЦ ФК.

3) Предоставление оригиналов документов

Оператор УЦ ФК осуществляет проверку пакета электронных документов на создание сертификата. В случае положительного результата проверки, Оператор УЦ ФК одобряет запрос в подсистеме ВРС и приглашает получателя сертификата для личного визита для предоставления оригиналов документов для подачи запроса на сертификат, о чем получателю сертификата отправляется соответствующее уведомление на электронную почту, указанную в запросе.

После предоставления оригиналов документов получателем сертификата, проведения необходимых проверок и идентификации владельца сертификата запрос на сертификат направляется в УЦ ФК на изготовление сертификата.

4) Получение созданного в УЦ ФК квалифицированного сертификата

После изготовления квалифицированного сертификата в УЦ ФК получатель сертификата приглашается для получения.

Получатель расписывается об ознакомлении с квалифицированным сертификатом на бумажном носителе, после чего получает квалифицированный сертификат в электронном виде (в заархивированном виде) на адрес электронной почты, указанный в заявлении на сертификат.

Получателю необходимо установить полученный сертификат на рабочем месте, где будут проводиться работы по подписанию документов квалифицированной электронной подписью и на ключевой носитель (Рутокен, JaCarta или др.), на котором на шаге 14 были сохранены ключи электронной подписи при формировании запроса на сертификат.

Из письма с архивом сертификата (получено с адреса ) открываем приложенный архив с изготовленным УЦ ФК квалифицированным сертификатом и сохраняем сертификат на рабочем месте.

Подключаем ключевой носитель (Рутокен, JaCarta или др.), на котором на шаге 14 были сохранены ключи электронной подписи при формировании запроса на сертификат.

Запускаем КриптоПро CSP, вкладка «Сервис», кнопка «Установить личный сертификат…», далее:


Выбираем файл сертификата, далее:


Отметить «Найти контейнер автоматически» и подождать


Далее – установить сертификат (цепочку сертификатов) в контейнер